Рабочие программы по литературе.

5-9 классы
Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучения литературы в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.: «Просвещение», 2011- стр.48).
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования с учетом Примерных программ основного общего образования по литературе (Литература. 5-9 классы. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин).
Основная задача обучения по предмету Литература – углубить представление учащихся о взаимосвязи литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены  структура, содержание, методика курса литературы.
     Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия, для чтения,  истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Обучающиеся овладевают техникой чтения,  учатся анализировать и истолковывать прочитанное, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
     Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, ауди – и кино – материалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

                           Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.



                    Цели и задачи литературного образования
Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:
·           на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;
·           на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;
·           на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;
·           на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;
·           на формирование потребности и способности выражения себя в слове.
В цели предмета «Литература» входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.
Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой.
Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.
Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.

Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
·                    осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
·                    формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
·                    овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
·                    формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
·                    формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
·                    воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
·                    воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
·                    воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
·                    формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
·                    обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;
·                    осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
·                    формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение.
В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.      
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
·      осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
·      восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
·      обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
·      воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
·      развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
·      овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
·      определять тему и основную мысль произведения (56 кл.);
·      владеть различными видами пересказа (56 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (67 кл.);
·      характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (56 кл.); оценивать систему персонажей (67 кл.);
·      находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (57 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (79 кл.);
·      определять родо-жанровую специфику художественного произведения (59 кл.);
·      объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (79 кл.);
·      выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (57 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (89 кл.);
·      выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения  (в каждом классе – на своем уровне);
·      пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
·      представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (79 кл.);
·                    собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии  (в каждом классе – на своем уровне);
·      выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
·                    выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
·      ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (59 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (59 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
·                              выразительно прочтите следующий фрагмент;
·                              определите, какие события в произведении являются центральными;
·                              определите, где и когда происходят описываемые события;
·                              опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;
·                              выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;
·                              ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
·                              определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют
У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?» ,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших  II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
·      выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;
·      покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;
·                     покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так  и  внутреннего мира человека);
·      проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);
·      сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);
·      определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
·      дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.
III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших  III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
·      выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
·      определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;
·      определите позицию автора и способы ее выражения;
·      проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
·      объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
·      озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);
·      напишите сочинение-интерпретацию;
·      напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами[1]).
Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5–6 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного образования учеников 7–8 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.
Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите свое мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по литературе являются:
·         формирование понимания важности процесса обучения;
- формирование мотивации школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
·         формирование понимания значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
·         формирование уважения к литературе народов многонациональной России;
·         формирование в процессе чтения нравственно развитой личности, любящей свою семью, свою Родину, обладающей высокой культурой общения;
·         совершенствование ценностно-смысловых представлений о человеке и мире в процессе чтения;
·         развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;
·         формирование в процессе чтения основы гражданской идентичности;
·         формирование готовности к получению новых знаний, их применению и преобразованию;
·         развитие эстетических чувств и художественного вкуса на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
·         развитие морально-этических представлений, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
·         развитие личной ответственности за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
·         развитие и углубление восприятия литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства. 
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по литературе является:
·         формирование и сохранение целей и задач учебной деятельности, поиск средств их осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;
·         формирование умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;
·         формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
·         формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
·         развитие умений осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
·         формирование умений активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
·         формирование умений использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;
·         развитие умений осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
·         совершенствование владений логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;
·         развитие готовности слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
·         формирование умений определять общую цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
·         формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
·         формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;
·         развитие умений овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;
·         совершенствование владений базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);
·         развитие интереса к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей. 
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по литературе является умение:
·           воспитывать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова;
·         совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
·         способствовать совершенствованию читательского опыта;
·         совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;
·         совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
·         развивать интерес к творчеству;
·         развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
·         развивать навыки характеристики (в 5-6 классах) и анализа (в 7-9 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
·         развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
·         формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
·         формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.

Конвергентность образования – новая образовательная среда.

Конвергентное образование (междисциплинарность) - основа новой системы организации современного образования и науки.  Междисциплинарная интеграция предлагает новые векторы образования. Системно-деятельностный и метапредметный подходы - основа новой модели обучения.
Цели:
- Применение практики использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы ;
- Выполнение учебных заданий, включающих школьников  в самостоятельный творческий исследовательский поиск;

-  формирование гуманитарно-лингвистической,  компетентности учащихся как один из способов интеллектуального ориентирования в окружающем мире, создание единой картины мира.

Условиями формирования гуманитарно-лингвистической компетентности учащихся можно выразить словами: "Для развития ребенка решающим является не формирование продукта в виде понятий и представлений, а сам пройденный к нему путь" (А. Лобок). Эта идея лежит в основе исследовательской направленности образовательного процесса в  школе.

Задачи:
- развитие познавательных способностей учащихся;
-обучение школьников 5-9 классов специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование у  школьников навыков исследовательского поиска.
- формирование у  школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности

Способы  решения поставленных задач:
1. Создание учебных курсов и программ гуманитарно-лингвистического направления, в основе которой – использование цифровых мини-лабораторий и цифровой техники;
2. Использование учебно-методических комплексов, в основе которых – экспериментальная деятельность учащихся;
3. Участие в межшкольных проектах в сети ИНТЕРНЕТ и конкурсах проектных работ округа и города.
 Планируемые результаты:
- создания лабораторий проекта и использования поставленного учебного оборудования;
- создание условий для исследовательской работы;
 - выполнение индивидуальных учебных проектов, связанных с гуманитарными и лингвистическими науками;
- эффективное использование материально-технических ресурсов школы в достижении высокого качества образования;
- реализация конвергентного образования позволит обеспечить высокое качество образования в целом и, прежде всего, по предметам гуманитарно-лингвистического цикла, содержащего сведения таких областей наук, как: история, обществознание, иностранные языки, изо, музыка, истоки, основы религии.

Обществознание
6 кл. Человек среди людей. /Толстой "Детство"
8 кл. "Капитанская дочка" ( 6 кл. Тема "Потребности")
9 кл. Гоголь "Мертвые души" (8 кл. Предпринимательская деятельность )
9 кл.
Английский язык
5 кл.  Марк Твен "Том Сойер".
6 кл. "Принц и Нищий".
8 кл.  Шекспир "Ромео и Джульетта".
9 кл. Байрон

Русский язык



Истоки.
Загадки, сказки, славянская мифология

Музыка

9 кл.  Рылеев "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя в 7 кл.)
ИЗО
7 кл. Композиция


Примечание: зеленый цвет – совпадение тематики по предметам;
                         розовый цвет -  поддержка темы учебной дисциплины
                         гуманитарного цикла. 

                                         Литература (5 класс)
Выпускник должен знать:

·                содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению
·                 понимать основные теоретико-литературные понятия; фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора, сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение, летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада  (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет,   пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения(начальные представления).
Выпускник получит возможность научиться:
·                     воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять связи его элементов;
·                     отличать стихотворение от прозы, используя сведенья о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
·                     видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
·                     выявлять основную нравственною проблематику произведения;
·                     определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
·                     прослеживать изменения настроения (интонации) в стихотворении;
·                     воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
·                     пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
·                     ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
·                     выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка.Загадка, басня, рассказ);
·                     готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
·                     словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
·                     аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героя, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
·                     видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
·                     писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
·                     сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
·                     создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

Литература (6 класс)
Выпускник должен знать:

·                    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
·                    наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
·                    основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
·                    основные теоретико-литературные понятия;


Выпускник получит возможность научиться:
работать с книгой
·                    определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
·                    выявлять авторскую позицию;
·                    выражать свое отношение к прочитанному;
·                    выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
·                    владеть различными видами пересказа;
·                    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
·                    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Литература (7 класс)
Выпускник должен знать:

·                     содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
·                     наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
·                     основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
·                     основные теоретико-литературные понятия
·                     Выпускник получит возможность научиться:
·                     работать с книгой
·                     определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
·                     выявлять авторскую позицию;
·                     выражать свое отношение к прочитанному;
·                     выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
·                     владеть различными видами пересказа;
·                     строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
·                     участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Литература (8 класс)

Выпускник должен знать:
·                     авторов и содержание изученных художественных произведений;
·                     основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений);прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Выпускник получит возможность научиться:
·                     видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
·                     обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
·                     видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
·                     комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
·                     различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
·                     определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
·                     сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
·                     выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
·                     осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
·                     видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
·                     находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
·                     сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
·                     выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
·                     редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Литература (9 класс)

Выпускник должен знать:
·         Образную природу словесного искусства;
·         Общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
·         авторов и содержание изученных произведений;
·         основные теоретические  понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе,  реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), герой и антигерой, литературный тип, комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм); комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия),  жанровые особенности рассказа (развитие представлений), художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлаботоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

Выпускник получит возможность научиться:
·         прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;
·         определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
·         определять идейную и эстетическую позицию писателя;
·         анализировать произведение литературы с учётом особенностей художественного метода и жанровой специфики; оценивать проблематику современной литературы и соотносить её с идейными исканиями художников прошлого;
·         анализировать произведения современной литературы с учётом преемственности литературных жанров и стилей;
·         различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
·         осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
·         сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
·         использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

А
В
С
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Слово о полку Игореве» (к. XII в.) (8-9 кл.)[2]


Древнерусская литература –  1-2 произведения на выбор, например: «Поучение» Владимира Мономаха,  «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и др.)
(6-8 кл.)
Русский фольклор:
сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др. (10 произведений разных жанров, 5-7 кл.)










Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1778 – 1782)
(8-9 кл.)







Н.М. Карамзин  «Бедная Лиза» (1792) (8-9 кл.)
М.В. Ломоносов – 1 стихотворение по выбору, например: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» (1761), «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния» (1743), «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года» и др. (8-9 кл.)
Г.Р. Державин – 1-2 стихотворения по выбору, например: «Фелица» (1782), «Осень во время осады Очакова» (1788), «Снигирь» 1800, «Водопад» (1791-1794), «Памятник» (1795) и др. (8-9 кл.)
И.А. Крылов – 3 басни по выбору, например:  «Слон и Моська» (1808), «Квартет» (1811), «Осел и Соловей» (1811), «Лебедь, Щука и Рак» (1814), «Свинья под дубом» (не позднее 1823) и др.
(5-6 кл.)


А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821 – 1824) (9 кл.)

В.А. Жуковский - 1-2 баллады по выбору, например: «Светлана» (1812), «Лесной царь» (1818); 1-2 элегии по выбору, например: «Невыразимое» (1819), «Море» (1822) и др.
(7-9 кл.)

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (1823 —1831) (9 кл.), «Дубровский» (1832 1833) (6-7 кл), «Капитанская дочка» (1832 1836)
(7-8 кл.).
Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Зимний вечер» (1825), «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)
(5-9 кл.)

А.С. Пушкин - 10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества – по выбору, входят в программу каждого класса, например: «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Вольность» (1817), «Деревня» (181), «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Погасло дневное светило…» (1820), «Свободы сеятель пустынный…» (1823),
«К морю» (1824), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») (1825), «Зимняя дорога» (1826), «И.И. Пущину» (1826), «Няне» (1826), «Стансы («В надежде славы и добра…») (1826), «Арион» (1827), «Цветок» (1828), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829),
 «Кавказ» (1829), «Монастырь на Казбеке» (1829), «Обвал» (1829), «Поэту» (1830), «Бесы» (1830), «В начале жизни школу помню я…» (1830), «Эхо» (1831), «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Пир Петра Первого» (1835), «Туча» (1835), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836)  и др. (5-9 кл.)
«Маленькие трагедии» (1830) 1-2 по выбору, например: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». (8-9 кл.)
«Повести Белкина» (1830) - 2-3 по выбору, например: «Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел» и др. (7-8 кл.)
Поэмы –1 по выбору, например: «Руслан и Людмила» (1818—1820), «Кавказский пленник» (1820 – 1821), «Цыганы» (1824), «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833) (Вступление) и др.
(7-9 кл.)
Сказки – 1 по выбору, например: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и др.
(5 кл.)
Поэзия пушкинской эпохи, например:
К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский(2-3 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838 — 1840). (9 кл.)
Стихотворения:  «Парус» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Бородино» (1837), «Узник» (1837), «Тучи» (1840), «Утес» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841).
(5-9 кл.)

М.Ю. Лермонтов - 10 стихотворений по выбору, входят в программу каждого класса, например:
«Ангел» (1831), «Дума» (1838), «Три пальмы» (1838), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839), «И скучно и грустно» (1840), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (1840), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1840), «Из Гете («Горные вершины…») (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Родина» (1841), «Пророк» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1841), «Листок» (1841) и др. (5-9 кл.)
Поэмы
 1-2 по выбору, например: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837), «Мцыри» (1839) и др.
(8-9 кл.)
Литературные сказки XIX-ХХ века, например:
А. Погорельский, В.Ф. Одоевский, С.Г. Писахов, Б.В. Шергин, А.М. Ремизов, Ю.К. Олеша, Е.В. Клюев и др.
(1 сказка на выбор, 5 кл.)

Н.В. Гоголь
«Ревизор» (1835) (7-8 кл.), «Мертвые души» (1835 – 1841) (9-10 кл.)


Н.В. Гоголь Повести – 5 из разных циклов, на выбор, входят в программу каждого класса, например: «Ночь перед Рождеством» (1830 – 1831), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834), «Невский проспект» (1833 – 1834), «Тарас Бульба» (1835), «Старосветские помещики» (1835), «Шинель» (1839) и др.
(5-9 кл.)

Ф.И. Тютчев – Стихотворения:
 «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х), «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…) (1829, нач. 1830-х), «Умом Россию не понять…» (1866).
(5-8 кл.)

А.А. Фет
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887).
(5-8 кл.)

Н.А. Некрасов.
Стихотворения:«Крестьянские дети» (1861), «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848),  «Несжатая полоса» (1854).
(5-8 кл.)
Ф.И. Тютчев - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Еще в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830-х),  «Цицерон» (1829, нач. 1830-х), «Фонтан» (1836), «Эти бедные селенья…» (1855), «Есть в осени первоначальной…» (1857), «Певучесть есть в морских волнах…» (1865), «Нам не дано предугадать…» (1869),  «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (1870) и др.
(5-8 кл.)

А.А. Фет - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Я пришел к тебе с приветом…» (1843), «На стоге сена ночью южной…» (1857),  «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» (1877), «Это утро, радость эта…» (1881), «Учись у них –  у дуба, у березы…» (1883), «Я тебе ничего не скажу…» (1885) и др.
(5-8 кл.)

Н.А. Некрасов
- 1–2 стихотворения по выбору,например: «Тройка» (1846), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Зеленый Шум» (1862-1863) и др. (5-8 кл.)
Поэзия 2-й половины XIX в., например:
А.Н. Майков, А.К. Толстой,
Я.П. Полонский и др.
(1-2 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)



И.С. Тургенев
- 1 рассказ по выбору, например: «Певцы» (1852), «Бежин луг» (1846, 1874) и др.; 1 повесть на выбор,  например: «Муму» (1852), «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860) и др.; 1 стихотворение в прозе на выбор,  например: «Разговор» (1878), «Воробей» (1878), «Два богача» (1878), «Русский язык» (1882) и др.
(6-8 кл.)

Н.С. Лесков
- 1 повесть по выбору, например: «Несмертельный Голован (Из рассказов о трех праведниках)» (1880), «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887) и др.
(6-8 кл.)
М.Е. Салтыков-Щедрин

- 2 сказки по выбору, например: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Премудрый пискарь» (1883), «Медведь на воеводстве» (1884) и др.

(7-8 кл.)


Л.Н. Толстой
- 1 повесть по выбору, например: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Хаджи-Мурат» (1896—1904) и др.; 1 рассказ на выбор, например: «Три смерти» (1858), «Холстомер» (1863, 1885), «Кавказский пленник» (1872), «После бала» (1903) и др.
(5-8 кл.)

А.П. Чехов
- 3 рассказа по выбору, например: «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» (1884), «Смерть чиновника» (1883), «Лошадиная фамилия» (1885), «Злоумышленник» (1885), «Ванька» (1886), «Спать хочется» (1888) и др.
(6-8 кл.)


А.А. Блок
- 2 стихотворения по выбору, например: «Перед грозой» (1899), «После грозы» (1900), «Девушка пела в церковном хоре…» (1905), «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» (1911 – 1914) и др.
(7-9 кл.)


А.А. Ахматова
- 1 стихотворение по выбору, например: «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911), «Перед весной бывают дни такие…» (1915), «Родная земля» (1961) и др.
(7-9 кл.)

Н.С. Гумилев
- 1 стихотворение по выбору, например: «Капитаны» (1912), «Слово» (1921).
(6-8 кл.)

М.И. Цветаева
- 1 стихотворение по выбору, например: «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Идешь, на меня похожий» (1913), «Генералам двенадцатого года» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915),  из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») (1916), из цикла «Стихи о Москве» (1916), «Тоска по родине! Давно…» (1934) и др.
(6-8 кл.)

О.Э. Мандельштам
- 1 стихотворение по выбору, например: «Звук осторожный и глухой…» (1908), «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…») (1913), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915) и др.
(6-9 кл.)

В.В. Маяковский
- 1 стихотворение по выбору, например: «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) и др.
(7-8 кл.)

С.А. Есенин
- 1 стихотворение по выбору, например:
«Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Песнь о собаке» (1915),  «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917 – 1918), «Письмо к матери» (1924) «Собаке Качалова» (1925) и др.
(5-6 кл.)

М.А. Булгаков
1 повесть по выбору, например: «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925) и др.
(7-8 кл.)

А.П. Платонов
- 1 рассказ по выбору, например: «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1937), «Рассказ о мертвом старике» (1942), «Никита» (1945), «Цветок на земле» (1949) и др.
(6-8 кл.)

М.М. Зощенко
2 рассказа по выбору, например: «Аристократка» (1923), «Баня» (1924) и др.
(5-7 кл.)

А.Т. Твардовский
1 стихотворение  по выбору, например: «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957 – 1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958),  «Я знаю, никакой моей вины…» (1966) и др.; «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) – главы по выбору.
(7-8 кл.)

А.И. Солженицын
1 рассказ по выбору, например: «Матренин двор» (1959) или из «Крохоток» (1958 – 1960) – «Лиственница», «Дыхание», «Шарик», «Костер и муравьи», «Гроза в горах», «Колокол Углича» и др.
(7-9 кл.)

В.М. Шукшин
1 рассказ по выбору, например: «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971) и др.
(7-9 кл.)
Проза конца XIX – начала XX вв.,  например:
М. Горький, А.И. Куприн,
Л.Н. Андреев, И.А. Бунин,
И.С. Шмелев, А.С. Грин
(2-3 рассказа или повести по выбору, 5-8 кл.)

Поэзия конца XIX – начала XX вв., например:
К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин,
М.А. Волошин, В. Хлебников и др.
(2-3 стихотворения по выбору, 5-8 кл.)


















Поэзия 20-50-х годов ХХ в., например:
Б.Л. Пастернак, Н.А. Заболоцкий, Д. Хармс,
Н.М. Олейников и др.
(3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)








Проза о Великой Отечественной войне, например:
М.А. Шолохов, В.Л. Кондратьев, В.О. Богомолов, Б.Л. Васильев,  В.В. Быков, В.П. Астафьев и др.
(1-2 повести или рассказа – по выбору, 6-9 кл.)

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях, например:
М.М. Пришвин,
К.Г. Паустовский и др.
(1-2 произведения – по выбору, 5-6 кл.)

Проза о детях, например:
В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, Ф.А. Искандер, Ю.И. Коваль,
Ю.П. Казаков, В.В. Голявкин и др.
(3-4 произведения по выбору, 5-8 кл.)

Поэзия 2-й половины ХХ в., например:
Н.И. Глазков, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов,А.А. Тарковский, Б.Ш. Окуджава,  В.С. Высоцкий, Ю.П. Мориц, И.А. Бродский, А.С. Кушнер, О.Е. Григорьев и др.
 (3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)

Проза русской эмиграции, например:
И.С. Шмелев, В.В. Набоков,
С.Д. Довлатов и др.
(1 произведение – по выбору, 5-9 кл.)

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др., например:
Н. Назаркин, А. Гиваргизов, Ю.Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, А.Петрова, С. Седов, С. Востоков , Э. Веркин, М. Аромштам, Н. Евдокимова, Н. Абгарян, М. Петросян, А. Жвалевский и Е. Пастернак, Ая Эн, Д. Вильке и др.
(1-2 произведения по выбору, 5-8 кл.)


Литература народов России


Г. Тукай, М. Карим,
К. Кулиев, Р. Гамзатов и др.
(1 произведение по выбору,
5-9 кл.)

Зарубежная литература

Гомер «Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору)
(6-8 кл.)

Данте. «Божественная комедия» (фрагменты по выбору)
(9 кл.)

М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору)
(7-8 кл.)
Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни
(2-3 произведения по выбору, 5-7 кл.)


В. Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594 – 1595).
(8-9 кл.)

1–2 сонета по выбору,  например:
№ 66 «Измучась всем, я умереть хочу...» (пер. Б. Пастернака), № 68 «Его лицо - одно из отражений…» (пер. С. Маршака), №116 «Мешать соединенью двух сердец…» (пер. С. Маршака), №130 «Ее глаза на звезды не похожи…» (пер. С. Маршака).
(7-8 кл.)




































А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943)
(6-7 кл.)
Д. Дефо «Робинзон Крузо» (главы по выбору)
( 6-7 кл.)

Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору)
(6-7 кл.)

Ж-Б. Мольер Комедии
- 1 по выбору, например: «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Мещанин во дворянстве» (1670).
(8-9 кл.)

И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832) (фрагменты по выбору)
( 9-10 кл.)

Г.Х.Андерсен Сказки
- 1 по выбору, например: «Стойкий оловянный солдатик» (1838), «Гадкий утенок» (1843).
(5 кл.)

Дж. Г. Байрон
- 1 стихотворение по выбору, например: «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814)(пер. М. Лермонтова), «Прощание Наполеона» (1815) (пер. В. Луговского), Романс  («Какая  радость  заменит былое светлых чар...») (1815) (пер. Вяч.Иванова),  «Стансы к Августе» (1816)(пер. А. Плещеева) и др.
- фрагменты одной из поэм по выбору, например: «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика).
(9 кл.)


Зарубежная сказочная и фантастическая проза, например:
Ш. Перро, В. Гауф, Э.Т.А. Гофман, бр. Гримм,
Л. Кэрролл, Л.Ф.Баум, Д.М. Барри, Дж.Родари, М.Энде, Дж.Р.Р.Толкиен, К.Льюис и др.
(2-3 произведения по выбору, 5-6 кл.)


Зарубежная новеллистика, например:
П. Мериме, Э. По, О`Генри, О. Уайльд, А.К. Дойл, Джером К. Джером, У. Сароян, и др.
(2-3 произведения по выбору, 7-9 кл.)

Зарубежная романистика XIXХХ века, например:
А. Дюма, В. Скотт, В. Гюго, Ч. Диккенс, М. Рид, Ж. Верн, Г .Уэллс, Э.М. Ремарк  и др.
(1-2 романа по выбору, 7-9 кл)

Зарубежная проза о детях и подростках, например:
М.Твен, Ф.Х.Бернетт, Л.М.Монтгомери, А.де Сент-Экзюпери, А.Линдгрен, Я.Корчак,  Харпер Ли, У.Голдинг, Р.Брэдбери, Д.Сэлинджер, П.Гэллико, Э.Портер,  К.Патерсон, Б.Кауфман, и др.
(2 произведения по выбору,
5-9 кл.)

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы, например:
Р. Киплинг, Дж. Лондон,
Э. Сетон-Томпсон, Дж.Дарелл и др.
(1-2 произведения по выбору, 5-7 кл.)

Современнеая зарубежная проза, например:
А. Тор, Д. Пеннак, У. Старк, К. ДиКамилло, М. Парр, Г. Шмидт, Д. Гроссман, С. Каста, Э. Файн, Е. Ельчин и др.
(1 произведение по выбору,
5-8 кл.)


Тематическое планирование курса (34 недели)
 «Литература»
 5 класс
Базовый уровень: 3 часа в неделю

Учебник: Литература. 5 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений в 2-х частях.
В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.

Тема
Количество часов
Введение
1
Устное народное творчество
3
Древнерусская литература
3
Русская литература 18 века
2
Русская литература 19 века
43
Русская литература 20 века
29
Зарубежная литература
9
Итоговые уроки
6
Итого:
102

Тематическое планирование курса (34 недели)
 «Литература»
 5 класс
Базовый уровень: 4 часа в неделю

Учебник: Литература. 5 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений в 2-х частях.
В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин. Москва. Просвещение. 2012 год.

Тема
Количество часов
Введение
1
Устное народное творчество
10
Древнерусская литература
6
Русская литература 18 века
6
Русская литература 19 века
58
Русская литература 20 века
41
Зарубежная литература
14
Итого:
136

Тематическое планирование курса (34 недели)
 «Литература»
 6 класс

Базовый уровень: 3 часа в неделю
 Учебник: Литература. 6 класс. Учебное пособие для образовательных организаций в 2-х частях. В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В.И. Коровин. 2 изд. – М.: Просвещение, 2013.

Тема
Количество часов
Введение
1
Устное народное творчество
3
Древнерусская литература
2
Русская литература 18 века
4
Русская литература 19 века
44
Русская литература 20 века
26
Зарубежная литература
14
Итоговые уроки
8
Итого
102

  
Тематическое планирование курса (34 недели)
 «Литература»
 7 класс
 Базовый уровень: 2 часа в неделю
Учебник: Литература. 7 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин. 19 издание. – М.: Просвещение, 2011.

Тема
Количество часов
Введение
1
Устное народное творчество
5
Древнерусская литература
3
Русская литература 18 века
2
Русская литература 19 века
28
Русская литература 20 века
23
Зарубежная литература
5
Итоговые уроки
1
Итого:
68


Тематическое планирование курса (34 недели)
 «Литература»
 8 класс

Базовый уровень: 2 часа в неделю
 Учебник: Литература. 8 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений в 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин.  – М.: Просвещение, 2011.


Тема
Количество часов
Введение
1
Устное народное творчество
2
Древнерусская литература
2
Русская литература 18 века
3
Русская литература 19 века
32
Русская литература 20 века
20
Зарубежная литература
6
Итоговые уроки
2
Итого
68


Тематическое планирование курса (34 недели)
 «Литература»
 9 класс

Базовый уровень: 3 часа в неделю
 Учебники: Литература. 9 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений в 2-х частях.
В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И. С. Збарский. Учебное пособие для образовательных учреждений в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2012.


Тема
Количество часов

Введение
1
Древнерусская литература
3
Русская литература 18 века
9
Русская литература 19 века
56
Русская литература 20 века
23
Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков
3
Зарубежная литература
6
Итоговые уроки
1
Итого:
102


УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Литература. 5 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений в 2-х частях.
В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин. Москва. Просвещение. 2012 год.

2.Литература. 6 класс. Учебное пособие для образовательных организаций в 2-х частях. В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В.И. Коровин. 2 изд. Москва. Просвещение. 2013 год.

3.Литература. 7 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин. 19 издание. ОАО «Московские учебники», «Просвещение», 2011 год.

4.Литература. 8 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений в 2-х частях. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин. ОАО «Московские учебники», «Просвещение», 20011 год.

5.Литература. 9 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений в 2-х частях.
В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И. С. Збарский. Учебное пособие для образовательных учреждений в 2-х частях.
6. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5-9 классах. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение.
7.Иванова Е.В. Дидактические материалы по литературе. 5-9 классы. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
8. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы.  – М.: Просвещение, 2012
9.Черных О.Г. Практикум по литературе. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2013
10.Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе. 5-9 классы. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
11. Ахмадуллина Р.Г. Рабочая тетрадь по литературе. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.
12. Меркин Г.С. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ФГОС. - М: Русское слово, 2012.  
13. Мультимедийное приложение к учебнику Г.С. Меркина
19. Беленький Г.И. Литература, 9 класс. – М.: Мнемозина, 2010.       
20. Беленький Г.И. Методика преподавания литературы в 9 классе. – М.: Мнемозина, 2011.
21. Щеглов З.И. Краткий словарь литературных терминов. – М.: Дрофа, 2015.
22. Фомин К.К. Тесты по русской литературе. - М: Дрофа, 2012.
23. Беленький Г.И. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. – М.: Московские учебники, 2008.
24. Беленький Г.И. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. – М.: Московские учебники, 2013.




[1] см. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. С. 16
[2] Примерная программа определяет основной корпус  произведений, авторов, тем для каждой группы классов (с возможными пересечениями). Все указания на классы носят рекомендательный характер.

                                                                                          10-11 классы


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Приказы Минобрнауки за 2017 год.

Приказы Минобрнауки за 2017 год.        Приказ Минобрнауки России от 9 января 2017 г. № 6 "О внесении изменений в Пор...