Рабочие программы по русскому языку


5 - 9  классы. 
Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в основной школе
(5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.: «Просвещение», 2011- стр.48).
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов Т. А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, М.Т. Баранова.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели и задачи изучения предмета

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
·      воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
·      совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
·      освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
·      формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
·      понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
·      осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
·      достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
·      владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
·      адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
·      владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
·      адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
·      способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
·      свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
·      овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
·      умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
·      говорение и письмо:
·      способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
·      умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
·      умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
·      способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
·      владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
·      соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
·      способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
·      способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
·      умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.



Конвергентное образование – новая образовательная среда


Русский язык
Литература


История


Обществознание


Английский язык
5 кл. Сравнительное сопоставление
англиийского алфавита, греческого, славянского.
7 кл. Причастие. Залог действительный и страдательный.
8 кл. Составное именное сказуемое.

Русский язык



Истоки.


Музыка


ИЗО
6 кл. Описание картины.

Примечание: зеленый цвет – совпадение тематики по предметам;
                         розовый цвет -  поддержка темы учебной дисциплины
                         гуманитарного цикла. 


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
·      представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
·      понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
·      усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
·      освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
·      овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
·      опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
·      проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
·      понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
·      осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Русский язык (5 класс)

Выпускник научится:
·      различать разговорную речь и язык художественной литературы;
·      определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
·      опознавать языковые единицы, проводить различные типы анализа
аудирование и чтение
·      адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
·      владеть различными видами чтения(изучающее, ознакомительное, просмотровое);
·      извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
·      воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости;
·      создавать текст заданного типа и стиля речи;
·      свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
·      соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
·      соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
·      соблюдать нормы русского речевого этикета;
·      осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочёты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
·       осознавать роль родного языка в развитии интеллектуальныхи творческих способностей личности,
·      осознавать значение родного языка в жизни человека и общества;
·      удовлетворять коммуникативные потребности в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
·      увеличить словарный запас.

Русский язык (6 класс)

Выпускник научится:
·      различать разговорную речь и язык художественной литературы;
·      определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
·      опознавать языковые единицы, проводить различные типы анализа
·      адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
·      владеть различными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
·      извлекать информацию из различных источников, пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
·      воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости;
·      создавать текст заданного типа и стиля речи;
·      свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
·      соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
·      соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
·      соблюдать нормы русского речевого этикета;
·      осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочёты, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
·      осознавать роль родного языка в развитии интеллектуальныхи творческих способностей личности, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества;
·      удовлетворять коммуникативные потребности в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
·      увеличить словарный запас;.


Русский язык (7 класс)

Выпускник научится:
·      различать изученные стили речи;
·      определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
·      опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
·      адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
·      владеть различными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
·      извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
·      воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
·      создавать тексты изученных стилей и жанров;
·      свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
·      соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
·      соблюдать в практике письма основные правилаорфографии и пунктуации;
·      соблюдать нормы русского речевого этикета;
·      осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
·      осознавать роль родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества;
·      бережному и сознательному отношению к родному языку;
·      увеличить словарный запас; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
·      получение знаний по другим учебным предметам.

Русский язык (8 класс)

Выпускник научится:
·      производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
·      составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
·      пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
·      соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
·      находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
·      ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым;
·      находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами;
·      определять тип и стиль текста.
Выпускник получит возможность научиться:
·      осознавать роль родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества;
·      бережному и сознательному отношению к родному языку;
·      увеличить словарный запас; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
·      получение знаний по другим учебным предметам.

Русский язык (9 класс)

Выпускник научится:
·          фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
·          формулировать вопросы по содержанию текста;
§   замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
§   понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс чтения;
·          составлять конспект прочитанного текста;
·          оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
·          прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
·          создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
·          владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после­довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
§   строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
§   владеть основными нормами построения письменного высказывания:;
·          писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо­зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
·          вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество­вание);
·          писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
·          составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
·          совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы­сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ­ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);
§   правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
·          анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
орфоэпических норм;
·          владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова­ния к морфемной структуре;
·          толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
·          пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче­ских словарей;
·          опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп­ределении грамматических признаков слов;
разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики­
пользоваться разными видами толковых словарей;
·       верно использовать термины в текстах научного стиля;
·       оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
·       проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
·       распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
·       правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
·       определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
·       опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
·       применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
·       пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
·       проводить орфографический анализ текста;
·       различать изученные виды простых и сложных предложений;
·       интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
·       составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
·       уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
·       правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
·       проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
·       устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
·       использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
·       применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
·       строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
·       самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
·       проводить пунктуационный анализ текста;
·      аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Выпускник получит возможность научиться:
·      осознавать роль родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества;
·      бережному и сознательному отношению к родному языку;
·      увеличить словарный запас; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
·      получение знаний по другим учебным предметам.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.
Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержанияпредмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации Программы являются:
·      формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
·      усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
·      овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
·      овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия
·      для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
·      для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
·      для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
·      для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
·      для знакомства обучающихся с методами научного познания;
·      для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
·      для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Речь. Речевая деятельность

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленностив зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативностьнормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Тематическое планирование курса (34 недели)
 «Русский язык»
 5 класс
Базовый уровень: 5 часов в неделю
 Учебник:  Русский язык. 5 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений
в 2-х частях. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2012.

Тема
Количество часов
Введение
3
Повторение изученного в начальной школе
31
Синтаксис и пунктуация
33
Фонетика. Орфоэпия. Графика
16
Лексика. Культура речи
12
Морфемика
24
Морфология. Орфография и культура речи:
Существительное
Прилагательное
Глагол
51
19
8
18
Повторение и систематизация изученного в 5 классе
6
Итого:
170

Тематическое планирование курса (34 недели)
 «Русский язык»
 6 класс

Базовый уровень: 6 часов в неделю
Учебник: Русский язык. 6 класс. Учебное пособие для образовательных организаций, в 2-х частях. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. 2-е издание. – М.: Просвещение, 2013.

Тема
Количество часов
Введение
3
Повторение изученного в 5 классе
16
Комплексный анализ текста
10
Лексика. Культура речи. Фразеология
13
Словообразование. Орфография. Культура речи
27
Морфология
Существительное
Прилагательное
Числительное
Местоимение
Глагол
123
24
32
16
26
25
Повторение и систематизация изученного в 6 классе
12
Итого
204

                         Тематическое планирование курса (34 недели)
 «Русский язык»
 7 класс
 Базовый уровень: 4 часа в неделю
Учебник: Русский язык. 7 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений.
М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова – М.: Просвещение, 2011 год.

Тема
Количество часов
Ведение
1
Повторение изученного в V-VI класса
9
Морфология. Самостоятельные части речи:
79
Причастие
47
Деепричастие
9
Наречие
21
Категория состояния
2
Служебные части речи
47
Предлог
11
Союз
10
Частица
11
Междометие
2
Повторение
13
Итого:
136

Тематическое планирование курса (34 недели)
 «Русский язык»
 8 класс
 Базовый уровень: 3 часа в неделю
 Учебник: Русский язык. 8 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О.А. Александровна. – М.: Просвещение, 2011.

Тема
Количество часов
Введение
1
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
9
Синтаксис и пунктуация. Культура речи
61
Основные единицы синтаксиса
7
Простое предложение
5
Двусоставное предложение
14
Односоставное предлжение
11
Простое осложненное предложение
1
Простое осложненное однородными членами предложение
10
Простое осложненное обособленными членами предложение
13
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращение
Вводные и вставные конструкции
Чужая речь
20
3
10
7
Повторение и систематизация изученного в 8 классе
11
Итого
102

Тематическое планирование курса (34 недели)
 «Русский язык»
 9 класс

Базовый уровень: 3 часа в неделю
 Учебник: Русский язык. 9 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений.
Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. – М.: Просвещение, 2011.

Тема
Количество часов

Введение
1
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах
11
Сложное предложение
81
Понятие о сложном предложении
5
Сложносочиненное предложение
12
Сложноподчиненное предложение
42
Бессоюзное предложение
15
Сложное предложение с различными видами связи
7
Систематизация изученного в 5-9 классах
9
Итого:
102

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 

1. Русский язык. 5 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений
в 2-х частях. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов,  Л.А. Тростенцова.
Москва.  Просвещение, 2012 год.

2. Русский язык. 6 класс Учебное пособие для образовательных учреждений
Учебное пособие для образовательных организаций, в 2-х частях. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. 2-е издание. Москва.  Просвещение, 2013 год

3. Русский язык. 7 класс Учебное пособие для образовательных учреждений.
М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2011 год.

4. Русский язык. 8 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О.А. Александровна. Москва. Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2011 год.

5. Русский язык. 9 класс Учебное пособие для образовательных учреждений.
Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.
Москва. Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2011 год.

6. Богданова Г.А. Русский язык: рабочая тетрадь для 8 класса. В 2-х ч. – М.: Издательский дом «Генжер», 2016.
7. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 5-9 класс.  – М.: Просвещение, 2014.
8.Никулина М.Ю. Русский язык: 5-9 класс: контрольно-измерительные материалы, ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
9. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир о Образование»», 2007.
10. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5-9 классы.  – М.: ТЦ Сфера, 2016
11.Никулина М.Ю. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5-9 класс, ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
12.Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 5-9 класс, ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
13.  Цыбулько И. П.  Типовые тестовые задания. Пособие по подготовке к ОГЭ – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
14. Шклярова Т.В. Русский язык. Сборник Упражнений. 5 класс. – М.: Грамотей, 2010.
15. Шклярова Т.В. Подбери слово. Сборник самостоятельных работ. 5 класс. – М: Грамотей, 2009.
16. Ларионова  Г.А. Нестандартные задания по синтаксису. – М : Дрофа, 2013.
17. Баранов М.Т. Справочные материалы  по русскому языку. – М: Просвещение, 2014.

                                                                10 - 11 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
     Рабочая программа полностью соответствует  «Федеральному государственному образовательному стандарту» и составлена на основе Программы курса «Русский язык». 10-11 классы / авт-сост. Н.Г.Гольцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 48с. – (инновационная школа), а также с учетом основной образовательной программы школы и Федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных к использованию и  предназначена для изучения русского языка в 10 классах на базовом  и профильном уровне. Составлена из расчета 1 час в неделю -10 класс и 2 часа в неделю 11 класс.
Актуальность. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы. Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык. 10-11 классы»  и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование комму-никативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Культура речи», «Стилистика и анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Содержание программы по русскому  языку отобрано на основе компетентностного подхода.
Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.
Цель курса: создание условий для повторения, обобщения, систематизации и углубления знаний по русскому языку, полученных в основной школе.
Задачи: 
¾   воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
¾   развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
¾   углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
¾   овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
¾   применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в  различных сферах и ситуациях общения.
Место и роль предмета «Русский язык»:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета из расчета 10 класс- 1 учебный час в неделю (34 часа) и 11 класс -2 учебных часа в неделю (68 часов).
Формы обучения:  групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Формы контроля: устный опрос, тестирование, сочинения разных жанров, проектные работы, рефераты.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Русский язык. 10 класс.
Введение (1ч)
Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (5 ч)
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Лексикография.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (2ч)
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (2ч)
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (22 ч)
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы русской орфографии.(3ч)
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И и Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв.
Правила переноса слов.
Части речи.
Имя существительное (2ч)
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных.
Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное (2ч)
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных  на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Имя числительное (1ч)
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.
Морфологический разбор числительных.
Склонение имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи.
Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение (1ч)
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.
Глагол (3ч)
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.
Категория времени глагола.
Спряжение глаголов.
Две основы глаголов. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глагола.
Правописание глаголов.
Причастие как особая глагольная форма. (2ч)
Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий,
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. (1ч.)

Наречие (1ч)
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.
Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.
Слова категории состояния (1ч)
Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи.
Предлог (1 ч)
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова (2ч)
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы (1ч)
Частицы как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие (1ч)
Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления
междометий.

           
.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

Базовый уровень
Профильный уровень
Учащиеся должны знать/понимать:
  • Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;




Учащиеся должны уметь:
  • Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • Извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;











Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
  • Осознания русского языка как духовной, нравственной  и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
  • Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Учащиеся должны знать/понимать:
·                функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
·                системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
·                понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
·                компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
·                основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

Учащиеся должны уметь:
·                проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
·                разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
·                проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
·                оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
·                объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
·                использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
·                извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
·                владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
·                создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
·                применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
·                применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
·                соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·                осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
·                углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
·                совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
·                увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
·                развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
·                удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
·                самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Приказы Минобрнауки за 2017 год.

Приказы Минобрнауки за 2017 год.        Приказ Минобрнауки России от 9 января 2017 г. № 6 "О внесении изменений в Пор...